Абрамова С.Б. Формирование личности молодого человека в современных условиях
Институт развития регионального образования Свердловской области, февраль 2008 г. Областная научно-практическая конференция «Педагогические аспекты индивидуализации образовательной деятельности обучающихся»
Уральский государственный университет, г. Екатеринбург
Исследование проведено Центром «Оптима» в 2006 году. Объектом исследования выступала молодежь в возрасте 12-17 лет. В качестве исследуемых выбраны средние учебные заведения различных типов, что характерно для Екатеринбурга как крупного города. 1. «Типичные» МОУ СОШ: без углубленного изучения, расположенные в «жилых» районах города (СОШ №105 и №113). 2. Школы с авторскими методиками преподавания и воспитания. В выборку отобрана школа Оптимум. 3. Школы с углубленным изучением ряда дисциплин. Акцент был сделан на гуманитарный уклон и внимание к творческому развитию детей: Школа народной культуры. 4. Православная школа. В школах были опрошены учащиеся параллелей 7-10 классов, которые (согласно методике проведения групповых опросов) присутствовали на занятиях в момент проведения опроса.
Прежде всего, необходимо отметить, что к 7 классу ключевые ценностные представления и жизненные устремления учащихся уже сформированы, ответы семиклассников по значительному числу вопросов совпадают с мнениями одиннадцатиклассников. Однако есть отличительный момент: для более младших ребят понятия добра и зла имеют более выраженный характер, мир для них – черно-белый. Чем старше становится подросток, тем чаще считает, что нет ясных определений того, что есть добро.
Часто утверждается, что в условиях современных резких социально-экономических изменений у детей и подростков осуществляется смена ценностей, на главное место выходят ценности потребления и денег. На самом деле этого не происходит. Среди возможных причин, объясняющих стабильность системы ценностей, можно назвать, прежде всего, влияние культурных традиций. Культура опосредует представления индивида об окружающем мире. Образцы и нормы фиксируются в языке, когнитивных системах, не поддающихся быстрому изменению.
Дети предстают как желающие помочь всему миру, начиная с себя и заканчивая человечеством, деньги рассматриваются ими как средство установления социальной справедливости. Здесь мы видим, как яркие черты собственно-нравственного типа «исчезают» с возрастом: пренебречь интересами окружающих ради личного успеха готовы 28% учащихся из 7-х классов, и уже 40% - из 11-х.
В ценностном сознании подростков приоритетные цели жизни связаны с возрастными особенностями, с периодом их активной социализации. Их цели распадаются на две составляющие: во-первых, они практичны и честолюбивы, стремятся к карьере, самореализации, интересной творческой работе; во-вторых, мечтают о семье и личном счастье. Только потом в их приоритетах следует материальный успех, на пути к которому нельзя перестать быть честным и порядочным человеком. Однако представление молодого поколения о порядочности очень сильно может расходиться с мнением людей среднего, и тем более, старшего возраста. Поэтому установление морально-нравственных ориентиров, вбирающих в себя общечеловеческие, вневременные ценности, но одновременно соответствующих «духу времени» - одна из наиболее сложных задач современной педагогики.
Первостепенной задачей для подростков является поиск своего места в обществе. На смену поколениям коллективистов приходит новое поколение, типичный представитель которого подобен американскому "self-made man"; подростки становятся прагматиками и индивидуалистами, предприимчивыми и изобретательными. Происходит разрушение единого ценностного пространства семьи; определяющей сегодня является принадлежность к человека к поколению, а семейные традиции уходят на второй план.
Формирование гражданственности – один из наиболее актуальных вопросов нравственного воспитания молодого россиянина. Уважение и гордость страной были существенно подорваны в годы перестройки и кризисов. Тем отраднее, что учащиеся всех школ ощущают позитивные эмоции по поводу своего гражданства.
Показатели чувства гордости у учащихся разных школ*
|
Школа народной культуры |
СОШ № 105
|
Авторская школа Оптимум |
СОШ № 113
|
Право-славная школа |
|
|
Гордость за то, что является гражданином своей страны |
1,079
|
1,225
|
0,825
|
1,138
|
0,834
|
Гордость за историю России, ее традиции, культуру |
1,211
|
1,25
|
1,00
|
1,209
|
1,19
|
* Индекс может изменяться от +2 до -2, где +2 – очень гордятся, -2 – совсем не гордятся.
Однако гражданское сознание их ребят полно противоречий. Чувство близости с людьми своей национальности сильнее, чем с жителями своего города или страны. «Я – русский» - более значимое утверждение, чем «я – россиянин». Каждый пятый респондент выбрал позицию «я сам по себе», не признавая свое сопричастие к другим людям. Любовь к России, прежде всего, ассоциируется с любовью ко всем людям, проживающим в ней. При этом в школах, имеющих сильный эстетический уклон (Православной и Народной культуре) приоритет отдан любви к русской культуре и языку.
Несмотря на этот эмоциональный позитивный настрой, треть опрошенных подростков готовы переехать жить в другую страну. Возможно, это объясняется их мнением, что вполне допустимо жить в стране и не любить ее (вспомним прагматическую настроенность ребят в этом возрасте).
Существенное влияние образовательного учреждения (и, следовательно, через его выбор, - семьи) проявляется в определении понятия «гражданин», которое выбирают учащиеся. Как известно, каждый имеет права и обязанности; через их соотношение определяется взаимодействие человека и общества, гражданина и государства. Ребята, обучающиеся в обычных школах, делают акцент на правах гражданина, в школах с нетрадиционными программами – на обязанностях. Думается, появление гражданского мышления второго типа – один из значимых шагов на пути формирования гражданского общества.