Глоссарий
Панель - способ проведения массового опроса, при котором одной и той же, заранее отобранной группе респондентов с определенной периодичностью (раз в год, раз в месяц и т.п.) задаются повторяющиеся вопросы.
Парето (принцип, закон) - принцип, установленный итальянским ученым Вильфредо Парето, в соответствии с которым 80 % всех доходов приходится на долю 20 % самых богатых граждан. В формулировке "20% всех усилий приносят 80 % всех результатов" применим к различным областям маркетинга и менеджмента.
Перевзвешивание (ремонт выборки) - процедура приведения ключевых параметров выборки (пол, возраст, доход, образование респондентов и т.д.) в соответствии с параметрами генеральной совокупности, при которой каждому из параметров выборки присваивается специальный коэффициент (вес), рассчитанный на основе данных о генеральной совокупности. Ввиду сложности и неоднозначности процедуры многие исследователи выступают резко против использования этой техники. Однако при условии аккуратного и грамотного использования может выступать как допустимый путь ремонта произведенной выборки.
Перцептуальная группа - психологическая концепция, в соответствии с которой потребитель группирует ряд брэндов, обладающих сходными свойствами.
Пилотаж - предварительное исследование, целью которого является определение основного круга проблем, нуждающихся в дальнейшем исследовании, а также тестирование инструментария: анкеты, аппаратуры, кодировочного листа и т.д.
Позиционирование - 1. Придание товару определенных, узнаваемых характеристик (цена, дизайн, имидж) на отдельных участках рынка (сегментах) и в сознании потенциальных потребителей. 2. Место продукта в умственной классификации потребителя, обусловленное его достоинствами, отличиями от конкурентов или по отношению к определённым целевым рынкам.
Поле - этап проведения исследования, на котором происходит непосредственное снятие информации у ее источников: опрос участников массового опроса, фокусирование в группе, интервью с экспертами, наблюдение, регистрация фактов, событий или явлений.
Полезность - способность блага (товара или услуги) удовлетворять потребность потребителя. Предельная полезность - количественная оценка удовлетворения, получаемого от потребления последней (предельной) единицы блага.
Портера (схема, матрица) - один из инструментов маркетингового анализа, учитывающий силу поставщиков и потребителей, угрозы со стороны новых товаров и конкурентов. Информация для проведения объективного анализа по схеме Портера должны дать исследования рынка.
Постер - печатное, непериодическое издание, в основном расклеиваемое в специально отведенных местах; термин в наружной рекламе, использующийся для обозначения изображения.
Потребность - нужда, принявшая конкретную форму в соответствии с возможностями, культурным уровнем и личными особенностями потребителя.
Прайм - тайм - время, в которое радиостанция или телеканал собирает максимальную суммарную аудиторию.
Предложение - функция, показывающая зависимость объем блага (товара или услуги), выпускаемого производителем, от цены этого блага; графически изображается в виде возрастающей кривой.
Предмет социологического исследования - существенные свойства и отношения объекта исследования, познание которых необходимо для решения теоретической или практической проблемы.
Пресс - конференция - средство паблик-рилейшнз, представляющее собой организованную встречу определенного лица/лиц с представителями средств массовой информации, в ходе которой представителями прессы задаются вопросы, на которые они получают ответы.
Пресс-релиз - средство паблик рилейшнз, бюллетень, предназначенный для газет, журналов, радио и телередакций, из которых они могут получить интересующую их информацию.
Призматрон - представляет собой электромеханическую рекламную конструкцию в виде щита, поле которого состоит из набора треугольных параллельно расположенных вращающихся вокруг собственной вертикальной оси призм, образующих с одной стороны плоскую поверхность (с последовательной сменой изображения через определенные промежутки времени). Такие установки позволяют разместить в наиболее популярных местах города на одной несущей конструкции не одно изображение, а сразу три.
Принцип ротации в наружной рекламе - перемещение рекламных стендов в пределах определенной территории каждые 30, 6О или 90 дней для создания впечатления долгосрочной рекламной кампании.
Принцип ротации в опросном инструментарии - последовательное смещение порядка зачитывания вариантов ответов (суждений, наименований компаний и т.п.), представленных в длинном списке, обеспечивающее каждому из значений равную возможность восприятия респондентами.
Проблемная ситуация - возникающее объективно в процессе развития общества противоречие между знанием о потребностях людей в каких-либо результативных теоретических или практических действиях и незнанием путей, средств и методов реализации этих необходимых действий.
Промоутер - (англ. Promouter, to promote - способствовать, помогать, поддерживать) лицо, способствующее воплощению в жизнь какого-либо проекта, путем привлечения инвесторов, спонсоров; специалист по продвижению товара на рынке, по сейлз-промоушну.
Профиль потребителя - перечень основных демографических и социальных характеристик потребителя конкретного товара.
Прямой маркетинг (direct marketing ) - метод продаж, предполагающий установление прямых контактов с покупателем. К прямому маркетингу общепринято относить: личные (персональные) продажи, продажу по каталогам, телемагазин и др.